Уважаемые коллеги, друзья!Приглашаем вас принять участие в Аналитической субботе, посвященной вопросам детского психоанализа. В этот раз мы предлагаем сосредоточить внимание на особенностях психоанализа детей дошкольного возраста.
ТЕМА СУББОТЫ: "Особенности психоанализа детей дошкольного возраста"
ПРОГРАММА:
15:45-16:00 Регистрация участников
16:00-16:05 Приветственное слово Фарафоновой Е.Г., руководителя секции детского психоанализа
16:05-17:00 Преображенская Е.И., доклад "Нарушение процесса сепарации-индивидуации на примере клинического случая"
17:00-17:40 Суханкина А.А., доклад «Эдип и прочие "неприятности". Некоторые особенности работы с детьми 3-5 лет на примере клинического случая»
17:40-18:00 Кофе-брейк
18:00-18:40 Тишкова Т.О. (онлайн), доклад ""Ты меня слышишь?" Об особенностях работы в аналитической группе дошкольников"
18:50-19:50 Князева А.В., доклад «"Её высочество Агрессия" в практике детского психоаналитика»
19:50-20:00 Подведение итогов Аналитической субботы
ДОКЛАДЧИКИ
ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ Екатерина Ивановна – психолог-психоаналитик, член Правления РО-Екатеринбург, Специалист ЕАРПП.
ТЕМА ДОКЛАДА: "Нарушение процесса сепарации-индивидуации на примере клинического случая".
АНОНС: Согласно теории Маргарет Малер, психологическое рождение человеческого младенца не совпадает с моментом его биологического рождения. Психологическое рождения происходит в результате сложного процесса сепарации-индивидуации, который ребенок проходит после стадий нормального аутизма и нормального симбиоза со своей матерью.
В случае, когда мать ребенка склонна к симбиотическим отношениям, процесс сепарации-индивидуации ребенка нарушается, что влечет нарушение его развития.
В докладе на примере клинического случае будут рассмотрены трудности, с которыми сталкивается ребенок при нарушении сепарации-индивидуации, а также восстановление данного процесса в аналитической терапии.
СУХАНКИНА Анастасия Алексеевна – психолог-психоаналитик, детский психоаналитик, член ЕАРПП.
ТЕМА ДОКЛАДА: «Эдип и прочие "неприятности". Некоторые особенности работы с детьми 3-5 лет на примере клинического случая».
АНОНС: Ребенок в возрасте 3-5 лет переживает новый для себя период: период взросления и отделения от материнской фигуры, период проживания сложных чувств по отношению к своим родителям и сиблингам, период исследования своего тела и освоения новых навыков.
Зачастую эти изменения могут вызывать непростые, амбивалентные чувства у родителей, особенно матери – их ребенок перестает быть милым младенцем, становится неуправляемым, независимым, нарушающим правила и испытывающим границы на прочность. Часто именно с запросом на сложности в поведении, на то, что с ребенком невозможно справиться и обращаются в терапию родители ребенка в возрасте 3-5 лет. Они ощущают некую растерянность, желание, чтобы ребенка как-то «починили», и он вновь стал послушным, милым малышом, но в тоже время обладающим навыками «взрослого» ребенка, который сам спит в кровати всю ночь, посещает множество кружков и секций и уже не доставляет множество хлопот, как когда он был младенцем. Такой широкий и иногда противоречащий спектр ожиданий и требований несет в себе большую нагрузку на психику ребенка и, как следствие, сказывается не лучшим образом на его поведении, с запросом на сложности, с которым и приходят родители.
В таком случае, пространство кабинета аналитика для ребенка может стать местом свободным от избыточных ожиданий, где можно быть «просто так» и «здесь и сейчас», без спешки и обязательных результатов. А аналитик становится тем, кто просто находится рядом, не ожидая и не требуя, давая возможность проживать этот непростой период со множеством внутренних и внешних изменений в безопасном пространстве.
В своем докладе, на примере клинического случая, я предпринимаю попытку исследовать динамику терапии ребенка возраста 3-5 лет, в первую очередь через его творческую и игровую деятельность. А также, благодаря частному проведению совместных встреч, исследовать некоторую динамику семейных отношений и их влияние на ход развития внутрипсихических процессов ребенка.
ТИШКОВА Татьяна Олеговна (онлайн) – Казначей ЕАРПП, Главный редактор журнала «Пространство психоанализа и психотерапии», Член Правления ЕАРПП, Казначей РО Москва ЕАРПП, Руководитель Секции детского психоанализа РО Москва ЕАРПП, Член Правления РО Москва ЕАРПП, клинический психолог, действительный член ОППЛ, Супервизор ЕАРПП, ECPP (Vienna, Austria), Тренинговый групп-аналитик ЕАРПП, ECPP (Vienna, Austria).
ТЕМА ДОКЛАДА: «"Ты меня слышишь?" Об особенностях работы в аналитической группе дошкольников».
АНОНС: Проверено практикой: родители приводят детей в терапию, когда сами не справляются с ними, или когда в школе или детском саду настойчиво рекомендуют обратиться к психологу – тоже не справляются. Ребенок сначала воспринимает консультацию у психоаналитика как наказание: «За что? Я же – не псих. У меня все нормально». И во многом ребенок прав – это у взрослых не все нормально. Это они не готовы услышать и понять своего ребенка. «Сделаешь, как я скажу. Права голоса у тебя нет, пока не вырастешь» – считает папа, с ним соглашается мама. «Ладно, буду делать как мне надо» – считает ребенок. И опять не договорились. Потому что не собирался никто из взрослых договариваться. А выслушивать всякую ерунду, которую лепечет отпрыск – только время терять. Сто раз говорили – не слышит.
Если отправить родителей за дверь кабинета, выясняется, что ребенок вполне внятно может рассказать, что с ним происходит, почему он разрушает все вокруг, почему уверен, что по-другому не достучаться до взрослых, и почему он сейчас плачет в моем кабинете. Один пятилетний мальчик, которого считали аутистом, на третьей сессии начал разговаривать со мной, мы играли на полу в машинки, и я спросила: «Почему мама и бабушка думают, что ты не умеешь говорить?». «Так они не говорят со мной, им я не интересен». Мне он был интересен, как и все остальные дети в группе. Мы общались, мы открывали отдельный мир каждого и общий для нас всех. Их проблемы были похожими и понятными детям, важными для них и совершенно ничтожными для взрослых.
Отдельно я обучала взрослых понимать своих детей и играть с ними. Постепенно они становились интересны друг другу – родители и дети. Умеющий слушать – услышит, если, конечно, захочет. О том, как можно реализовать контакт детей и родителей, как вернуть их друг другу через работу в аналитической группе, расскажу в данном докладе.
КНЯЗЕВА Алена Викторовна – Тренинговый аналитик ЕАРПП.
ТЕМА ДОКЛАДА: «"Её высочество Агрессия" в практике детского психоаналитика»
АНОНС: В работе с детьми мы встречаемся с агрессией как минимум с трёх сторон:
- агрессивные проявления ребенка (как правило явные),
- агрессия со стороны родителей (чаще всего замаскированная, но бывает и явная),
- агрессивные чувства аналитика (в адрес ребенка или его родителей).
Агрессия всегда вносит напряжение и повышенную турбулентность в аналитический процесс, в ней много энергии, ситуация накаляется. В непосредственном своем проявлении эта энергия сеет разрушение. Но, если мы сможем встретить ее, как встречает шквалистый ветер рулевой у штурвала корабля, эта же энергия существенно продвинет нас в направлении наших терапевтических целей. Нам нужно занять такую позицию, чтобы поймать этот ветер в свои паруса и не допустить того, чтобы наш корабль перевернуло.
В докладе на примере виньеток из практики мы рассмотрим все три случая возникновения агрессии: как встретить агрессию ребенка, что можно делать с агрессией родителей и как трансформировать собственную агрессию на благо аналитического процесса.
***
Место проведения: г. Екатеринбург, отель «Гранд Авеню», пр-кт Ленина, д. 40.
Время проведения: 18 октября 2025 г. (16:00 – 20:00).
По вопросам участия и оплаты обращаться к Шлениной Марии Валерьевне:
+7(912)263-48-77 (только сообщения WhatsApp)
