5 июня 2020 в рамках дискуссионного проекта секции группанализа ECPP в РО-Екатеринбург прошла онлайн-дискуссия на тему:
«Сеттинг как отражение динамики терапии на примере групповой и индивидуальной работы со взрослыми, подростками и детьми».
Тема сетттинга никогда не теряет своей актуальности, но в текущей ситуации всеобщей неопределенности эта тема привлекает еще больше внимания.
В рамках дискуссии были рассмотрены следующие вопросы:
1. В ключе обсуждения сеттинга в контексте индивидуальной работы со взрослыми психоаналитиком из Екатеринбурга Златой Мацкевич был представлен клинический случай, в котором разовый отход от жесткого сеттинга со стороны терапевта послужил положительным переломным моментом в ходе терапии. К сожалению, из соображений конфиденциальности мы не можем описать в отчете случай подробнее.
2. В рамках практики работы с детьми основным отличием в вопросе сеттинга по сравнению со взрослыми был обозначен тот факт, что соблюдение сеттинга зависит от родителя, и случаи нарушения могут рассматриваться как сопротивление родителя или семейной системы, при этом нарушения сеттинга со стороны самого ребенка как правило происходят довольно редко.
Большую роль в этом процессе играет фокус в первоначальном запросе родителя на терапию: имеет ли терапия основной целью улучшение состояния ребенка или семейной системы в целом.
Данный аспект раскрывала психоаналитик, детский психоаналитик из Екатеринбурга Мария Тарская.
Также отдельно был рассмотрен вопрос участия ребенка в процесс оплаты терапии, например, случаи, когда подростки к деньгам от родителей добавляют какую-то сумму своих личных денег, или дети более младшего возраста передают деньги от родителей напрямую терапевту.
3. В контексте групповой работы со взрослыми центральную позицию занимает рассмотрение эпизодов нарушения сеттинга одним из участников в первую очередь как проявление группового процесса, а не индивидуальной динамики. Так как внутри группы регресс происходит быстрее, чем в индивидуальной работе, на рамках сеттинга динамика тоже отражается достаточно рано. О работе со взрослыми в контексте психоаналитической группы докладывала Погарцева Анна - психолог, психоаналитик, групптерапевт, организатор секции группанализа, г. Екатеринбург.
Важным моментом в работе группового аналитика является необходимость создания условий для вызревания сопротивления, чему могут препятствовать преждевременные интерпретации нарушений правил. При этом, нарушения сеттинга возможны и со стороны терапевта, и могут способствовать проявлению агрессии или других чувств участников в группе.
4. Работа с группой подростков предполагает ряд технических особенностей соблюдения сеттинга. Одна из сложностей такой работы заключается в наличии конфликта интересов непосредственно клиента (подростка) и заказчика (родителя). Данное направление работы освещала Евгения Васькова - клинический психолог, психоаналитик, групптерапевт из г. Екатеринбурга.
В ходе дискуссии была обозначена специфика работы с группой, во многом состоящей из участников, не демонстрирующих осознанного собственного желания участия в группе, но вынужденных посещать группу по указанию родителей.
В числе прочего на примере клинического случая была рассмотрена ситуация, когда ребенок демонстрирует устойчивое желание продолжать работу в группе, тогда как родители нарушают правила оплаты. Большую роль в этом играет значимость каждого участника для остальных членов группы.
Выражаем благодарность коллегам за участие в дискуссии!
Проект открыт для специалистов всех психотерапевтических направлений.
Участие бесплатное. Ссылки на встречи по запросу в whatsApp или почту.
До новых встреч!
Секция Группового Анализа
Свердловского РО ECPP в России
Погарцева Анна
+79222012336